Внутренние органы
В соответствии с понятиями, существующими в китайской медицине, внутренние органы играют более существенную роль, чем это принято считать на Западе. Каждый орган несет определенную ответственность за поддержание физического и психологического здоровья индивида. С позиций китайской медицины эти органы следует рассматривать как сферы влияния или как зоны сконцентрированной энергетической активности, которые распределены по всей энергетической сети организма, а не являются отдельными физическими органами, как это представляется в западной медицине. Вот почему известный немецкий китаист Манфред Поркерт называет их сферами, а не органами. Китайские врачи считают, что каждый орган отвечает за множество функций, взаимодействие которых обеспечивает здоровое и сбалансированное состояние организма. Взаимодействие между различными внутренними органами и другими частями тела осуществляется посредством системы каналов и сосудов, о которой речь пойдет ниже.
Согласно представлениям, принятым в китайской медицине, существует пять основных внутренних органов, относящихся к Инь и шесть основных органов, относящихся к Ян. Пять «плотных» органов принадлежащих к Инь — это сердце, легкие, печень, селезенка и почки. Шесть «полых» органов, принадлежащих к Ян — это желудок, тонкая кишка, толстая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь и система, которая в китайской медицине называется «тремя обогревателями». Все функции организма описываются этими одиннадцатью органами или сферами влияния. Так, в китайской медицине как системе нет понятия поджелудочной железы, гипофиза или яичников, однако все функции этих органов описываются в китайской медицинской системе одиннадцати внутренних органов.
В рамках этой системы пять Инь-органов имеют особое значение. Именно они отвечают за создание и преобразование ци и крови, а также за хранение витальной силы. Например, почки отвечают не только за мочеиспускание, но и за слух, прочность костей, половые органы, репродуктивную функцию, созревание и рост, верхнюю и нижнюю часть спины, ноги в целом и колени в частности.
Это указывает на то, что в китайской медицине внутренние органы могут иметь то же название, что и в западной медицине и даже выполнять аналогичные по западным понятиям функции, и все же связанные с ними в китайской медицине представления совершенно отличаются от таковых на Западе. В китайской медицине каждый из пяти внутренних органов, указанных в таблице, соотносится с определенной тканью, органом чувств, духом и эмоциональным состоянием.
Кроме того, в китайской медицине каждый внутренний орган несет в себе оба начала — Инь и Ян. Начало Инь внутреннего органа относится к его основной природе или ощутимой форме. Более того, Инь органа отвечает за питание, охлаждение и увлажнение этого органа. Начало Ян внутреннего органа отражает его функциональную активность.
Кроме того, Ян органа оказывает согревающее воздействие. Будучи сбалансированы, эти два начала — Инь и Ян, форма и функция, охлаждение и согревание — обеспечивают здоровье организма. Однако если Инь или Ян чрезмерно усиливается или ослабляется, результатом будет заболевание.
Согласно китайской медицинской теории, заболевания груди, как доброкачественные, так и злокачественные, в первую очередь ассоциируются с дисбалансом в трех внутренних органах: в печени, селезенке и почках. Чтобы понять логику китайской медицины применительно к заболеваниям груди, мы должны вначале понять основные положения, касающиеся этих органов.